Вернуться к списку
Новости
29.04.2016

Демократия – это и чай с печеньками.

Валерий Мкртычев — профессиональный школьный президент. Он уверен, что уже через двадцать лет будет руководить страной.

На осенних выборах ученического самоуправления в школе №19 десятиклассник Валера безоговорочно лидировал, несмотря на то, что он из новичков. Еще несколько месяцев назад семья Мкртычевых жила в Краснодаре, и в школе, где учился Валера, его дважды избирали президентом.

-В краснодарских школах ученическое самоуправление – это настоящая политика, — делится Президент. – Там именно дети решают, какие мероприятия нужно провести, сами их организуют, а взрослые вмешиваются минимально. Наша гимназия в одном из конкурсов даже выиграла грант за такую демократию, поэтому у нас были собственные деньги, которые мы тратили на организацию вечеров, дискотек, концертов. Я хочу, чтобы и новороссийская школа №19 так же прославилась.

В Новороссийске, как заметил Валера, самоуправление понимают по-другому: руководство уверено, что президент должен быть на побегушках у завуча по воспитательной работе. Завуч школы Анна Копач тоже предложила Валере и его команде план внеклассной работы, однако молодежный лидер дополнил его своими идеями, которые поддержали ребята. Для Анны Анатольевны это было новостью, зато сейчас договорились, что не надо школьников заставлять что-то делать, нужно только направлять. Все сделают сами, если им интересно.

-Просто идиллия получается. Педагогам не всегда удается найти энтузиастов, которые готовы учувствовать в делах после школы. А тут появился президент и все наладил? У тебя  есть какой-то секрет?

-С ребятами, которые хотят работать в мой команде, просто над было подружиться. Вначале я позвал тех, кто хочет мне помогать на чай с печеньками. Потом предложил после уроков смотреть кино – у нас есть для этого хорошая техника. В принципе любой фильм можно и на домашнем компьютере увидеть, но собраться у экрана вместе и обсудить популярную комедию – это совсем другое дело. Кстати, наш постоянный зритель – директор Юрий Викторович. Мы чувствуем, что он с нами заодно.

Первым серьезным делом была акция памяти пассажиров российского лайнера, погибших при взрыве над Египтом. Идея родилась в недрах школьного самоуправления, ее поддержали активисты, но как воплотить в жизнь? Президент обходил старшеклассников, спрашивал, как они относятся к идее собраться со свечами и цветами в марке имени Фрунзе у памятника новороссийцам, павшим в необъявленных войнах.  Валера сам отнес в городскую администрацию заявление о проведении акции, добился разрешения. А ребята его поддержали, помогли организовать – кто-то купил все необходимое, кто-то оповестил друзей и знакомых через соцсети.

Не было никакой разнарядки от молодежного центра или управления образования, но в назначенный день у памятника собрались несколько десятков молодых людей. К ним присоединились и случайные прохожие. Все искренне соболезновали семьям погибших. А на следующий день те же самые добровольцы пришли к памятнику со щетками и тряпками, чтобы очистить свечной парафин с гранитного постамента…

Месячник оборонно-массовой работы включал в себя почти семейные праздники. На собрании самоуправленцев было решено, что ребята, у которых дедушки, папы, братья служат в Вооруженных силах, принесут в школу по «кусочку армии». Кто-то пришел с кокардой, кто-то – с погонами, кто-то с медалью или нагрудным знаком. Рассказывали одноклассникам о своих родных, об их службе, это было интереснее, чем дежурные классные часы.

Еще одна идея президентской команды – школьная ярмарка. Накануне девочки напекли булочек, пироженных, тортиков. Все это продавалось в школьном холле на переменах. А вырученные деньги ребята перечислили на счет девочки из школы №20, которая тяжело больна.

В активе Валеры и его помощников – дискотеки и конкурс красоты. Чтобы они стали ярким событием, нужно проделать много рутинной работы – найти сценарий и участников, оформить зал, проследить за дисциплиной. Но яркого события хочется всем, а рутинной работы – никому. Но если процесс сопровождается шутками, чайком и вкусняшками, то совсем не напрягает.

-Чтобы команда хорошо работала, — провозглашает Валера, — надо дать общую идею и позволить каждому самореализовываться. Школьная жизнь – это часть молодежной политики, а молодежная политика – часть государственной.

-Ты всегда разговариваешь так скучно и непонятно?

-Очень редко. Просто иногда люблю повыпендриваться.

-В десятом классе, когда уже идёт подготовка к ЕГЭ, уроков выше крыши. Общественная работа даже для самых активных в этот период – головная боль. Тебе зачем дополнительная нагрузка?

Сам не могу понять, но мне нравится это. Я в центре всех событий, я всем заправляю. Кому по душе такая жизнь, тот присоединяется ко мне.

-Допустим, человек нужен твоей команде, но присоединяться не хочет? Ты, как президент, будешь ему приказывать?

-У меня был такой случай в краснодарской школе. Нужен был художник для оформления разных стендов. Олин мальчик здорово рисовал, но стенды его не интересовали. Я решил, что будет по-моему. Стал с этим парнем общаться на всякие темы, подходить по разным поводам, и через несколько недель он согласился оформить все, что надо. Художник стал мне реально интересен, мы подружились. Иногда приходится использовать людей. У меня есть харизма, и она помогает в этом. Порой кажется, что меня, как отдельной личности просто нет, а есть школьное самоуправление. Это я под него подстраиваюсь, стараюсь услышать каждого.

-Кем ты видишь себя через десять лет?

-Через десять лет – не знаю. Но через двадцать лет буду президентов Российской Федерации. Во всяком случае, выдвину свою кандидатуру на выборы. Мне сейчас пятнадцать, а баллотироваться в президенты разрешается с тридцати пяти лет.

-Круто, хватил! Государственная политика – это ведь не школьные дискотеки. Ты знаешь вообще, какие задачи приходится решать на самом высоком уровне?

-Я представляю, что такое молодежная политика. Надо сделать так, чтобы молодой человек с пользой проводил свободное время, был здоровым и крепким, смог получить профессию, заработать денег, а потом снять квартиру или построить дом. Видимо, государственная политика – все то же самое, только в больших масштабах.

                                                                                                  Алёна Кочерова